Меню Закрыть

Виктор Петрович Астафьев

 

Виктор Петрович Астафьев (1.05.1924 — 29.11.2001)
Виктор Астафьев на почтовой марке Абхазии
Родился Виктор Петрович Астафьев
1 мая 1924
ОвсянкаКрасноярский край
Умер 29 ноября 2001 г. (77 лет)

Красноярск

Национальность Русский
Жанр Художественная литература

 

Виктор Петрович Астафьев, также пишется Астафьев или Астафьев

(русский: Виктор Петрович Астафьев; 1 мая 1924 — 29 ноября 2001), был советским и российским писателем, драматургом и сценаристом. В 1989 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 

 

Биография

Виктор Астафьев родился в селе Овсянка (тогда Красноярский уезд, Енисейская губернияРоссийская СФСР) на берегу реки Енисей. Его отец, Петр Павлович Астафьев, был сыном относительно богатого владельца мельницы (по совместительству охотника, который, однако, большую часть своего времени проводил дома), мать Лидия Ильинична Астафьева (урожденная Потылицына) происходила из крестьянской семьи. В своей автобиографии 2000 года Виктор Астафьев вспоминал дом своего отца как место, где мужчины во главе с дедом Павлом Яковлевичем были в постоянном запое, в то время как всю работу организовывали и выполняли две женщины, Лидия и ее свекровь, Мария Осипова, молодая вторая жена Павла Яковлевича.

В 1931 году произошли две трагедии. Сначала Петр, Павел и отец последнего (прадед Астафьева). Яков Максимович был арестован в рамках кампании раскулачивания и отправлен в сибирский трудовой лагерь. В июле 1931 года Лидия Ильинична, мать Виктора, утонула в Енисее, когда лодка, на которой она гребла, перевозя еду в красноярскую тюрьму, где содержался ее арестованный муж, перевернулась. В том году Петр Астафьев получил 5 лет тюрьмы как «Враг народа» и был отправлен на печально известную стройку Беломорканала. Семилетний Виктор оказался в доме Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылицыных, родителей его матери, которые отдавали мальчику всю свою любовь и заботу. В 1932 году он пошел в местную начальную школу. Свою жизнь в начале 1930-х Астафьев позже описал в своей книге рассказов «Последнее уважение» (Последний поклон, 1968).

В 1934 году Петр Астафьев вернулся из трудового лагеря и снова женился. Он отвез Виктора на его новое место, в небольшую лесную деревню Сосновка, затем в 1935 году перевез семью в Игарку, где они поселились как спецпереселенцы. Игнорируемый как своей мачехой Таисией Черкасовой (которая к тому времени родила собственного сына Николая), так и отцом, мальчик взбунтовался и вскоре оказался бездомным и на улице. В 1937 году его забрали в детский дом, и он поступил в 5-й класс специальной школы, о которой много лет спустя вспоминал с большой нежностью. Двое учителей, Рождественский и Соколов, заметили его художественные и литературные способности с тех пор, как мальчик начал писать стихи, и много сделали, чтобы поощрить его.

Годы спустя он вспоминал: Критики по какой-то причине склонны жалеть меня и то трудное детство, которое у меня было. Это меня очень расстраивает. Более того… Будь у меня такой шанс, я бы выбрал ту же самую жизнь, полную событий, счастья, побед и поражений. Последние только помогают лучше видеть мир, глубже чувствовать доброту. Я бы изменил только одно – попросил судьбу оставить маму со мной. [Долгая пауза] Детский дом, скитания, школа–интернат — все это мне пришлось пережить в Игарке. Но были и другие вещи – книги и песни, лыжные прогулки, счастье детства, первые слезы прозрения… Именно там я впервые услышал радио, граммофон, духовой оркестр… И именно в Игарке я написал свой первый в истории рассказ, который мой учитель Рождественский опубликовал в самостоятельно редактируемом школьном журнале. И газета «Большевик Заполярья» опубликовали мой стих из 4 строк.

1 мая 1941 года Астафьев окончил школу и устроился транспортником на кирпичный завод. Когда началась Великая Отечественная война, он работал на станции Курейка разнорабочим в местном сельсовете. В августе он покинул Игарку и поступил в недавно сформированное железнодорожное училище в Красноярске, которое он покинул в июне 1942 года.

Годы войны

В октябре 1942 года Астафьев записался добровольцем в Советскую армию и после шести месяцев, проведенных в резервных частях (сначала в Бердске, затем в Новосибирске), в апреле 1943 года был переведен в Калужскую область в качестве солдата 92-й гаубичной бригады Киево-Житомирской дивизии. В мае Астафьев вступил в бой, приняв участие в ожесточенных боях, которые вели БрянскийВоронежский и Степной фронты. В октябре он был ранен при форсировании реки Днепр (именно там и тогда он потерял правый глаз) и 25 ноября получил свою первую награду, медаль За отвагу. В январе 1944 года он вернулся в строй и принял участие в Корсунь-Шевченковской операции, затем (в марте и апреле) в Каменец-Подольском штурме и 25 апреля был награжден орденом Красной Звезды.

17 сентября 1944 года Астафьев был тяжело ранен близ польского города Дукла и следующие 8 месяцев провел в больницах. «С тех пор я был непригоден к действительной службе и переходил из одной резервной части в другую, пока не обосновался на почтовом пункте 1-го Украинского фронта неподалеку от станции Жмеринка. Здесь я встретил однополчанку, Марию Семеновну Корякину, женился на ней после демобилизации и поехал с ней к ней домой в город Чусовой Пермской (тогда Молотовской) области», — написал он в автобиографии.

Ужасный опыт войны остался с Астафьевым, став главным стимулом стать писателем. «О войне… что я знаю? Все и ничего. Я был простым солдатом, и у нас была своя, солдатская правда. Один довольно бойкий автор уничижительно назвал это «правдой из окопов», а нашу «точку зрения» – «видом с холма» … Но я чувствовал, что должен рассказать о повседневной стороне войны, о том, как пахли окопы, о том, как там жили люди… Первый погиб, один из нас. Первый, кого ты убил. Я должен был написать обо всех чудовищных вещах, которые я видел «, — сказал он много лет спустя в интервью.

 

Литературная карьера

После увольнения в 1945 году Астафьев на некоторое время поселился в доме родителей своей жены в Чусовом, затем уехал в Красноярск, выполняя различные работы, такие как слесарь и плавильщик. В 1950 году он начал сотрудничать с газетой «Чусовской рабочий», которая в феврале 1951 года опубликовала его дебютный рассказ «Гражданский человек», который два года спустя был перепечатан пермской газетой «Звезда». В 1954 году Астафьев был впервые опубликован в московском журнале (рассказ «Осколок», в «Смене«). В 1955 году он уволился из газеты и начал работать над своим первым романом «Снега тают» («Тают снега»), который был опубликован в 1958 году, как и его первая книга рассказов «Теплый дождь» («Теплый дождь»), посвященная в основном опыту российских солдат и мирных жителей во время недавней войны. Также в конце 1950-х Астафьев поступил на региональное пермское радио. Работа там обеспечивала относительно хорошую заработную плату, но была связана со слишком большим количеством откровенной пропаганды. «Я решил уволиться через полтора года, чувствуя, что в противном случае я просто совсем перестану уважать себя», — вспоминал он. 1 октября 1958 года Астафьев стал членом Союза писателей РСФСР.

В 1959 году Астафьев поступил в Литературный институт имени Максима Горького в Москве; он подружился с Сергеем ВикуловымЕвгением Носовым и группой вологодских авторов. Один из нескольких коротких романов этого периода, Старый дуб («Стародуб», 1960), стал первой европейской публикацией Астафьева: переведенный на чешский язык, в 1963 году он был опубликован в Праге. После 1962 года Астафьев стал профессиональным писателем. Мария Корякина сначала помогала ему машинисткой, но также писала для публикации.

В 1969 году Астафьев и его семья переехали в город Вологду, где жило большинство его друзей-литераторов. Несколько крупных книг – «Зарубки» (Затеси), «Горный перевал», «Последнее уважение» (книга 1), «Пастух и его жена» последовали в начале 1970-х и принесли Астафьеву (ныне двукратному кавалеру ордена Трудового Красного Знамени) Государственную премию РСФСР имени Максима Горького в декабре 1975 года. Год спустя «Наш современник» опубликовал «Царь-рыбу», один из его самых известных рассказов (который дал название сборнику). Премьера его первой пьесы «Черемуха» состоялась в московском театре имени Ермоловой, также в 1976 году. 19 октября 1978 года за книгу «Царь-рыба» Астафьев получил Государственную премию СССР. 1981 году вышло первое издание Полного собрания сочинений Астафьева в 4 томах. К этому времени он купил дом в своей родной Овсянке и переехал со своей семьей в Красноярск. Первый телевизионный документальный фильм (режиссера М. Литвякова) «Виктор Астафьев» был показан в 1983 году. К 1984 году по его произведениям было снято четыре фильма, в том числе «Падающие звезды» Игоря Таланкина и «Рожденный дважды» Аркадия Сиренко, в последнем Астафьев выступил сценаристом. Большой резонанс имел его роман «Грустный детектив» (1986), а также сборник рассказов 1987 года, в том числе скандальный «Ловля дубинок в Грузии». В 1988-1989 годах Астафьев посетил Францию (где был опубликован его Грустный детектив), Болгарию (чтобы наблюдать за экранизацией его короткого романа 1966 года «Кража») и Грецию и принял участие в Съезде народных депутатов Советского Союза 1989 года. Роман-эпопея «Проклятые и убитые» («Проклятия и смерти», книги 1 и 2, 1992-1993) принес Астафьеву Государственную премию Российской Федерации в мае 1996 года. В том же месяце президент России Борис Ельцин посетил Овсянку, чтобы встретиться с Астафьевым. В 1998 году вышло 15-томное красноярское издание Полного собрания сочинений Астафьева.

Дом Виктора Астафьева в Красноярском Академгородке

Последние годы Астафьева не были счастливыми. В 2000 году он перенес инсульт. Незадолго до своей смерти Астафьев написал свои последние слова: «Я вошел в мир, который был добрым и открытым, и я всем сердцем полюбил его. Я покидаю чуждый, злой и подлый мир, и мне нечего сказать всем вам на прощание». Виктор Астафьев скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Он был похоронен в своей родной Овсянке.

Противоречия

В середине 1980-х он оказался втянут в серьезные споры по поводу своих произведений, за которыми последовали обвинения в шовинизме и ксенофобии, когда общественность узнала через самиздат о переписке между историком литературы Натаном Эйдельманом и Астафьевым, которая была спровоцирована предполагаемым расистским подтекстом в произведении Астафьева «Грустный детектив» и его «Ловля пескарей в Грузии» (оба 1986), последнее было сочтено оскорбительным для грузинской читательской аудитории. На 8-м съезде Союза писателей СССР летом 1986 года грузинские делегаты призвали автора публично извиниться за нанесенное им оскорбление грузинской нации; когда он отказался, они вышли в знак протеста. В октябре 1993 года он подписал Письмо сорока двух.

В 1999 году его роман «Веселый солдат», в котором изображались ужасы Советской армии, был встречен крайне негативной реакцией, которая, возможно, привела к сердечной недостаточности.

Наследие

В годы, когда многие советские авторы военной литературы (например, Федор Парфенов или Иван Стаднюк) пели гимны идеализированному, непобедимому советскому герою войны, сокрушавшему врага под руководством Коммунистической партии, Виктор Астафьев стал одним из первых, кто восстал против официально утвержденной конвенции и раскрыл темную, неприглядную сторону того, что происходило в 1941-1945 годах.

Ему приписывают то, что он был одним из главных сторонников (наряду с Виктором НекрасовымВасилем БыковВладимир БогомоловКонстантин  Воробьев) из так называемого движения «Правда из окопов» (первоначально этот термин использовался в уничижительном смысле недоброжелателями, которые утверждали, что бывшим солдатам нельзя доверять объективно писать о Великой войне, поскольку они не знают о ее великих «истинах»), которое привнесло подлинность и суровый реализм в советскую военную литературу.

Дэвид Гиллеспи подвел итог своей карьере следующим образом: Астафьев всегда был в высшей степени индивидуальным писателем, который не подчинялся никаким течениям или стереотипам…. Он всегда оставался верен себе и сохранял определенную бескомпромиссную цельность. Его роман «Проклятые и убитые» [Проклятые и мертвые] представляет собой суровую, типично бескомпромиссную картину войны со множеством натуралистических описаний в стиле, выработанном автором со времен катарсического «Печального детектива». Астафьев во многом остается писателем, который отказывается быть легко классифицированным: он не является ни деревенским прозаиком, ни автором «военной прозы», ни писателем, исследующим ошибки недавнего советского прошлого. В то же время он и есть все это. Способный удивлять и даже шокировать своего читателя, Астафьев сохраняет глубокое лирическое чувство, которое породило то, что Эйдельман назвал «лучшими описаниями природы за десятилетия». Больше, чем любой другой писатель, живущий сегодня в России (возможно, за исключением Солженицына), он писатель, который исследует человека как подверженного влиянию всего советского опыта и сформированного им. Почести и премии.

 

 

 

 

 

 

 

Памятник Астафьеву в Красноярске

Красноярский государственный педагогический университет назван в его честь.

Государственная премия СССР (1978 – за рассказ «Король-рыба» (1976) и 1991 – за роман «Зрячий посох» (1988))Государственная премия РСФСР имени Максима Горького (1975) – за рассказы «Перевал» (1959), «Кража» (1966), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушонка» (1971)Государственная премия Российской Федерации (1995 – за роман «Проклятые и убитые», 2003 – посмертно)Пушкинская премия (Германия, 1997) Премия «Триумф» Герой Социалистического Труда (1989)Орден Ленина (1989)Орден Трудового Красного Знамени, трижды (1971, 1974, 1984)Орден Дружбы народов (1981) – юбилей Союза советских писателей Орден Отечественной войны 1-й степени (1985)Орден Дружбы – 70-летие со дня его рождения Орден Красной Звезды Орден «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени Медаль «За отвагу» (1943)Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945».